ЭКОЛОГИЯ
Ядром данного закона служат природоохранительные нормы. Именно они обеспечивают выполнение задачи охраны
природной среды. Но такие нормы действуют не в одиночку, а в комплексе с нормами других отраслей права —
административного, гражданского, уголовного, международного и т.д.
Так, система управления охраны окружающей природной среды и государственного экологического контроля (ст. 5 –
10, 69, 70), административной ответственности (ст. 84) выражает административно-правовые отношения, регулируемые
нормами административного права возмещение вреда природной среде, причиненною экологическим правонарушением,
здоровью человека, причиненного нарушением экологического законодательства, является по своему содержанию
гражданско-правовым отношением. регулируемыми нормами гражданского права. Нормы возмещения вреда, помещенные в
законе (ст. 86 – 91), представляют собой конкретизацию общих норм гражданскою права.
Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения принят 19 апреля 1991 г. Он регулирует
санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды -производственной,
бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях закона, одновременно являются и источниками
экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 закона о
захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов, ст. 11 – о планировке и
застройке населенных пунктов и т.д.
Другим источником экологического права в части норм, содержащих экологические императивы, служат Основы
законодательсгва РФ об охране здоровья, принятые Верховным Советом РФ в августе 1993 г. В целом закон относится к
источникам административного права, так как он регулирует административные отношения. Однако в нем есть нормы,
обеспечивающие защиту экологических прав граждан. В частности, ст. 20. дающая право гражданам требовать назначения
медицинской экспертизы для определения степени вреда, причиненного окружающей средой. Ст. 28 закрепляет права
граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.
Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу охраны
окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности человека. В развитие этой ветви экологического
законодательства разрабатываются и другие законы.
Земельный кодекс 1991 г. и Основы земельного законодательства РФ 1993 г. -это документы периода перехода от
административного метода регулирования земельных отношений к гражданско-правовым отношениям. Они построены на
базе отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и провозглашении
приоритета частной собственности на землю. Земля стала объектом гражданского оборота — купли-продажи, наследования,
залога, аренды и т.д.
Данное обстоятельство в корне изменило содержание земельных правоотношений и методов их регулирования.
Земельные отношения – составная часть гражданско-правовых отношений, а гражданско-правовой метод – основной метод
их регулирования. Земельное право в части регулирования отношений с землей как с недвижимостью перешло в семейство
гражданско-правовых отраслей права. Тем самым раскололся некогда единый блок природноресурсовых отношений как
составных частей экологических отношений.
С данных позиций все нормы Земельного права разделяются на четыре группы. Первая группа – нормы, регулирующие
земельно-гражданские отношения (купля-продажа земель, наследование, аренда, залог и т.п.); вторая – земельно-
административные, регулирующие управленческие отношения в области использования, распределения и
перераспределения земель, с учетом их количества и качества; третья – земельные отношения, связанные с использованием
земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями; наконец, четвертая группа норм — земельно-
экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиты окружающей природной
среды от вредного воздействия использования земель. В этой части “Земельный кодекс” и “Основы земельного
законодательства” можно рассматривать как источники экологического права.
В 1993 г. Верховный Совет РФ принимает Закон об основах лесного законодательства РФ. С точки зрения источников
экологического права в нем пять групп правовых норм:
1) лесохозяйственные (ведение лесного хозяйства, воспроизводство лесов, охрана и зашита леса и т.д.).
2) лесо-ресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса),
3) лесо-земельные (использование земель лесного фонда),
4) управленческие (компетенция органов управления лесным хозяйством),
5) экологические.
Эти нормы касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределение лесов на группы по категориям
защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.
Водный кодекс РСФСР, принятый в 1972 г. Верховным Советом РСФСР, во многом отражает потребности правового
регулирования вод на уровне социалистических отношений. На ПУТИ к рыночным отношениям разрабатывается новый
законодательный документ — Водный кодекс Российской Федерации. Заметное место в нем должны занять нормы,
регулирующие платность водопользования и сброса сточных вод, захоронения вредных веществ. В новом законе непременно
будет усилена экологическая функция вод и в то же время будет развернута организационно-правовая борьба с вредным
воздействием вод, вызванным стихийными явлениями либо антропогенным влиянием человека.
Закон РСФСР об охране и использовании животного мира был принят еще в 1982 г. на базе союзного закона с
аналогичным названием. В нем содержатся и административные и эколого-правовые нормы, некоторые из которых устарели
и требуют определенной редакции с учетом рыночных отношений. Эти и другие проблемы предполагается решить на базе
нового закона об охране животных, а также в законах об охоте и рыболовстве. Они разрабатываются в Государственной
Думе.
Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ. практически не ограничен.
В числе указов Президента РФ следует назвать указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей среды и обеспечению УСТОЙЧИВОГО развития или указ от 27 декабря 1993 г. о
приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ.
Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те,
которые принимаются во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует назвать
постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. об утверждении Положения о государственной экологической
экспертизе. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
(например, “Положение о министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации”,
утвержденное постановлением Правительства РФ 22 февраля 1993 г.).
Третья группа постановлений Правительства включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового
регулирования экологических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о
создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, а также постановление
Правительства от 10 декабря 1993 г., утвердившее положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных
участков.