www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ

Учреждение института частной собственности
на землю и другие природные ресурсы способствовало установлению водораздела в отношении к природе как объекту
экологических интересов граждан в здоровой и благоприятной природной среде и экономических интересов в
удовлетворении материальных потребностей общества.
  #     .    ()              .
10.1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
    -- ,     ,   .      , ,   ,     ,   -   .
Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они
имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они
отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и нормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые
регулируют соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Наконец, в
числе источников экологического права определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие
внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
В принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституции Российской Федерации отражены основные
положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Вслед да Федеративным договором Конституция вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической
деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды,
обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие
природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.
В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст. 42) закрепляет право каждого
человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая
провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность, на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч.
2); первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования.
Воспринимая основные положения Федеративного договора, Конституция оформляет организационно-правовые
взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации.
Согласно ст. 72 (п. в, д), пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными
ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются
совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение дается в двух направлениях – по предметам
ведения Федерации и субъектов Федерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные
законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право
на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов.
Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут
противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует закон или иной нормативно-правовой акт
Федерации. Источники экологического права конкретизируют Конституцию РФ.
10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ
В результате модификации сложилась система экологического законодательства. В основе этой системы находятся три
основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном
суверенитете Российской Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 г., Декларация Прав и
Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Конституция (Основной
Закон) Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.
Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природно-ресурсного
законодательства, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и другие законодательные акты комплексного
правового регулирования. В подсистему природно-ресурсного законодательства входят: земельный кодекс РСФСР, закон РФ
о недрах, основы лесного законодательства РФ, водный кодекс РСФСР, законы РСФСР об охране и использовании
животного мира (1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных
ресурсов.
Закон об охране окружающей природной среды имеет следующие особенности: Во-первых, закон является
комплексным головным законодательным актом прямого действия. Предметом регулирования с его стороны служат
экологические (природоохранительные) отношения. В регулировании этих отношений закон преследует три задачи:
1. Сохранение природной среды;
2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;
3. Оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
Закон возглавляет систему экологического законодательства. Это значит, что в вопросах охраны природной среды
нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.
Во-вторых, генеральная линия закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и
экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую, чистую
окружающую среду. Научная обоснованность сочетания экологии и экономики определяется мерой этого сочетания. В
качестве таковой выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду.
Превышение этих норм создает опасность причинения вреда природной среде, здоровью человека и является экологическим
правонарушением.
В-третьих, в отличие от соответствующих отраслевых законов — основ земельного законодательства, лесного, водного,
о недрах, где правила охраны обращены прежде всего к природным объекгам, данный закон формулирует экологические
требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека, т.е. к предприятиям,
учреждениям, организациям.
В-четвертых, центральная тема закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия
окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую среду,
несущий ответственность зa последствия своей деятельности; и как объект такого воздействия, наделенный
соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.
В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. И такой механизм состоит из системы, включающей
экономическое стимулирование субъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерами административно-
правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Закон закрепляет экономический механизм охраны
окружающей среды как меру экономического стимулирования, а также обязательность государственной экологической
экспертизы, меры государственного экологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению,
прекращению деятельности экологически вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за
экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и
образование. Таков состав механизма реализации положений закона, закрепленного в его нормах.