Социальная экология
В социальной экологии же, наоборот, на эти аспекты обращается первостепенное внимание.
Р. Баркер объединяет поведение человека и среду в единую экоповеденческую систему. Для описания этой системы он вводит понятие, которое является и единицей измерения - «место поведения», которое представляет собой объективную пространственно-временную ситуацию, с присущей ей определенной совокупностью форм поведения. Например, центральная площадь в городе представляет собой одно «место поведения» людей во время различных праздников и совсем другое в будничные дни.
Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды на поведение человека. Каждый индивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время. Существует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с некоторой опаской и одновременно с надеждой. Даже современные точные науки человек оценивает как более значимые, чем достижения наук в прошлом. Каждый из нас не хотел бы жить в прошлом, но с удовольствием, если бы представилась такая возможность, жил бы в будущем. Тем не менее поведение человека на протяжении жизни подчинено обстоятельствам времени. Прожив 20, 30, 50 и более лет, он по-разному реагирует на сходные ситуации, что обусловлено как самим течением времени, так и опытом, который данный человек приобретает. Но это уже выходит за рамки поведения человека в естественной среде и касается проблем поведения его в среде социальной.
Существует немало интересных теорий, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепенное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматривается как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражители. Раздражителями могут выступать рельеф местности, растительность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил природы, которые находятся вне его контроля.
Американская исследовательница Э.Ч.Семпл, разработавшая концепцию географического детерминизма, утверждает, что человек - продукт земной поверхности. Она выделяет четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей.
Здесь заметно взаимовлияние концепции географического детерминизма и бихевиористской психологии, особенно при описании человеческого поведения. Географический детерминизм в этом случае выводится из бихевиористского принципа «стимул-реакция», а природная среда рассматривается как совокупность стимулов, на которые человек вынужден реагировать.
Французские ученые В. Блаш, Ж. Брюн и др. противопоставили географическому детерминизму поссибилизм. С их точки зрения, человек является активным элементом, а окружающая среда представляет собой арену для его деятельности. Они считают, что доминирует не жесткая необходимость, а совокупность возможностей, которые человек выбирает и реализует.
Существует еще одна теория - географический пробабилизм, автором которой является О.Спат и которая занимает промежуточное место между детерминизмом и поссибилизмом. Согласно этой теории одни природные условия создают более благоприятные возможности развития человека, другие - менее благоприятные.
Поведение человека в социальной среде. Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Эта тема настолько многообразна и разнопланова, что здесь мы обратим внимание только на самые общие моменты.
Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Недаром в науке в качестве самостоятельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, т. е. схематизации и упрощений, где предпринимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер и определяемую им манеру поведения. Например, англичане - люди чопорные и приверженные традициям, немцы - пунктуальны и последовательны, французы - общительны и влюбчивы, а суть русского характера очень хорошо выразил писатель С.Максимов в свое время: русский человек уповает на «авось», «небось» и «как-нибудь»! Несомненно, все это упрощения, причем иногда неоправданные, но тем не менее доля истины в них есть. Манера поведения поляка отличается от манеры поведения араба, манера поведения русского - от манеры поведения американца и т. п.
Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чувство мусульманской самоидентификации, доходящее до противопоставления другим - немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего; буддист придерживается тактики дис-танцирования и т. д.
Национальное и религиозное могут сочетаться самым причудливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оценках, запретах.
В-третьих, поведение человека во многом определяется той группой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начиная с больших, например, общество, заканчивая малыми: трудовой коллектив, семья и т.п., формирует присущие ее членам взгляды, установки, ценности, которые и определяют своеобразное поведение человека. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. Поэтому поведение человека на производстве будет несколько отличаться от его поведения в быту. Например, поведение репортера будет отличаться от поведения художника-реставратора. Если в первом случае требуются быстрая реакция, напористость, коммуникабельность, то во втором - усидчивость, аналитичность, тщательность выполнения каждого действия. В быту же, в семье они могут проявлять как различные, так и одинаковые качества личности. Более того, поведение значительно определяется тем, какое место занимает человек в своей группе: начальник он или подчиненный, лидер или ведомый, человек, пользующийся авторитетом или занимающий низкий статус. В зависимости от своего положения он выполняет и определенную роль, что отражается на манере поведения - в одном случае он склонен господствовать над другими, проявлять инициативу, манипулировать людьми, в другом - подчиняться, уступать, соглашаться, выполнять волю других. Все эти феномены давно и очень хорошо описаны в социальной психологии. Особое влияние на поведение человека оказывает референтная группа, т. е. группа, на мнение и оценки которой ориентируется конкретный человек. Бывают ситуации, когда референтных групп несколько и действия их разноплановы, тогда поведение человека характеризуется непоследовательностью, противоречивостью, что отражается и на его внутреннем психологическом состоянии.
В-четвертых, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй - с состоянием человека как личности. Хорошо известно, что если человеку плохо, если он чувствует себя неважно из-за недомогания, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией, неадекватностью оценок и т. п. Наоборот, хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность, умение адекватно реагировать на раздражители и принимать правильные решения. Еще большее значение на поведение оказывает психологическое состояние внутреннего мира. Если у человека позитивная Я-концепция, высокая самооценка, если он удовлетворен собой, то и поведение его более открыто, доброжелательно, адекватно ситуации. В случае же, когда он испытывает внутриличностные конфликты, недоволен собой, защищается от окружающих, его поведение носит агрессивный, неадекватный, защитный характер.
Учитывая, что огромное количество людей проживает в больших городах, нам представляется интересным дать описание краудинга - стресса, субъективно переживаемого человеком из-за нехватки пространства.
Р. Баркер объединяет поведение человека и среду в единую экоповеденческую систему. Для описания этой системы он вводит понятие, которое является и единицей измерения - «место поведения», которое представляет собой объективную пространственно-временную ситуацию, с присущей ей определенной совокупностью форм поведения. Например, центральная площадь в городе представляет собой одно «место поведения» людей во время различных праздников и совсем другое в будничные дни.
Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды на поведение человека. Каждый индивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время. Существует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с некоторой опаской и одновременно с надеждой. Даже современные точные науки человек оценивает как более значимые, чем достижения наук в прошлом. Каждый из нас не хотел бы жить в прошлом, но с удовольствием, если бы представилась такая возможность, жил бы в будущем. Тем не менее поведение человека на протяжении жизни подчинено обстоятельствам времени. Прожив 20, 30, 50 и более лет, он по-разному реагирует на сходные ситуации, что обусловлено как самим течением времени, так и опытом, который данный человек приобретает. Но это уже выходит за рамки поведения человека в естественной среде и касается проблем поведения его в среде социальной.
Существует немало интересных теорий, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепенное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматривается как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражители. Раздражителями могут выступать рельеф местности, растительность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил природы, которые находятся вне его контроля.
Американская исследовательница Э.Ч.Семпл, разработавшая концепцию географического детерминизма, утверждает, что человек - продукт земной поверхности. Она выделяет четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей.
Здесь заметно взаимовлияние концепции географического детерминизма и бихевиористской психологии, особенно при описании человеческого поведения. Географический детерминизм в этом случае выводится из бихевиористского принципа «стимул-реакция», а природная среда рассматривается как совокупность стимулов, на которые человек вынужден реагировать.
Французские ученые В. Блаш, Ж. Брюн и др. противопоставили географическому детерминизму поссибилизм. С их точки зрения, человек является активным элементом, а окружающая среда представляет собой арену для его деятельности. Они считают, что доминирует не жесткая необходимость, а совокупность возможностей, которые человек выбирает и реализует.
Существует еще одна теория - географический пробабилизм, автором которой является О.Спат и которая занимает промежуточное место между детерминизмом и поссибилизмом. Согласно этой теории одни природные условия создают более благоприятные возможности развития человека, другие - менее благоприятные.
Поведение человека в социальной среде. Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Эта тема настолько многообразна и разнопланова, что здесь мы обратим внимание только на самые общие моменты.
Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Недаром в науке в качестве самостоятельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, т. е. схематизации и упрощений, где предпринимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер и определяемую им манеру поведения. Например, англичане - люди чопорные и приверженные традициям, немцы - пунктуальны и последовательны, французы - общительны и влюбчивы, а суть русского характера очень хорошо выразил писатель С.Максимов в свое время: русский человек уповает на «авось», «небось» и «как-нибудь»! Несомненно, все это упрощения, причем иногда неоправданные, но тем не менее доля истины в них есть. Манера поведения поляка отличается от манеры поведения араба, манера поведения русского - от манеры поведения американца и т. п.
Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чувство мусульманской самоидентификации, доходящее до противопоставления другим - немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего; буддист придерживается тактики дис-танцирования и т. д.
Национальное и религиозное могут сочетаться самым причудливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оценках, запретах.
В-третьих, поведение человека во многом определяется той группой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начиная с больших, например, общество, заканчивая малыми: трудовой коллектив, семья и т.п., формирует присущие ее членам взгляды, установки, ценности, которые и определяют своеобразное поведение человека. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. Поэтому поведение человека на производстве будет несколько отличаться от его поведения в быту. Например, поведение репортера будет отличаться от поведения художника-реставратора. Если в первом случае требуются быстрая реакция, напористость, коммуникабельность, то во втором - усидчивость, аналитичность, тщательность выполнения каждого действия. В быту же, в семье они могут проявлять как различные, так и одинаковые качества личности. Более того, поведение значительно определяется тем, какое место занимает человек в своей группе: начальник он или подчиненный, лидер или ведомый, человек, пользующийся авторитетом или занимающий низкий статус. В зависимости от своего положения он выполняет и определенную роль, что отражается на манере поведения - в одном случае он склонен господствовать над другими, проявлять инициативу, манипулировать людьми, в другом - подчиняться, уступать, соглашаться, выполнять волю других. Все эти феномены давно и очень хорошо описаны в социальной психологии. Особое влияние на поведение человека оказывает референтная группа, т. е. группа, на мнение и оценки которой ориентируется конкретный человек. Бывают ситуации, когда референтных групп несколько и действия их разноплановы, тогда поведение человека характеризуется непоследовательностью, противоречивостью, что отражается и на его внутреннем психологическом состоянии.
В-четвертых, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй - с состоянием человека как личности. Хорошо известно, что если человеку плохо, если он чувствует себя неважно из-за недомогания, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией, неадекватностью оценок и т. п. Наоборот, хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность, умение адекватно реагировать на раздражители и принимать правильные решения. Еще большее значение на поведение оказывает психологическое состояние внутреннего мира. Если у человека позитивная Я-концепция, высокая самооценка, если он удовлетворен собой, то и поведение его более открыто, доброжелательно, адекватно ситуации. В случае же, когда он испытывает внутриличностные конфликты, недоволен собой, защищается от окружающих, его поведение носит агрессивный, неадекватный, защитный характер.
Учитывая, что огромное количество людей проживает в больших городах, нам представляется интересным дать описание краудинга - стресса, субъективно переживаемого человеком из-за нехватки пространства.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях